5.Дополнительный раздел ОП ДО МКДОУ детский сад №1 г. Пудожа РК. 5.1. Краткая презентация Образовательной Программы дошкольного образования для детей МКДОУ детский сад № 1 г. Пудожа РК. Образовательная Программа - образовательная программа дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 1 г. Пудожа Республики Карелия (МКДОУ детский сад № 1 г. Пудожа РК) (далее - Программа) разработана, в соответствии: -с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 года №1155; - с Федеральной образовательной программой дошкольного образования Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 г № 1028 (представлена на сайте МДОУ «Детский сад № 45» по ссылке: https://sad-berezka45.nubex.ru/sveden/education/); - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2, действующих до 1 марта 2027 года; - СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28); - СанПиН 2.3/2.4. 3590 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32. - Устав МКДОУ детский сад № 1 г. Пудожа РК. Краткая презентация Программы доступна для ознакомления родителям (законным представителям) и всем заинтересованным лицам и размещена на официальном сайте МКДОУ детский сад № 1 г. Пудожа РК по ссылке: https://ds1pudozh.ru/ Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает: ‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности 1 на доступном его возрасту содержании доступными средствами; ‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; ‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений и климатических особенностей: Вариативная часть программы представлена проектом в виде цикла занятий, которые на протяжении многих лет разработаны педагогами в МКДОУ по ознакомлению детей с родным краем (Республикой Карелия, городом Пудож) Цели и задачи проекта: приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре Карелии в процессе организации различных видов деятельности и культурных практик. Задачи: формировать систему представлений об истории и культуре, традициях и обычаях, нравах и укладе жизни людей, традиционно населяющих территорию Карелии (карелов, вепсов, финнов, русских); отрабатывать навыки и умения ориентирования в ближайшем природном, социальном и культурном окружении; помогать в изучении истории Республики Карелия во взаимосвязи с культурой и историей России; инициировать возникновение нравственных идеалов на основе духовных и культурно-исторических ценностей Республики Карелия; воспитывать «участное», деятельное отношение к миру, понимание представления своей роди в ближайшем социокультурном и природном пространстве. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов. Содержательный раздел Программы включает описание: ‒ задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. ‒ вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; ‒ особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик; ‒ способов поддержки детской инициативы; 2 ‒ особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; ‒ образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО). Основными направлениями воспитательной работы являются: Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС ДО). Программа воспитания строится на целеполагании, ожидаемых результатах, видах деятельности, условиях формировании воспитывающей, личностно развивающей среды, отражает интересы и запросы участников образовательных отношений: - ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей; - родителей ребенка (законных представителей) и значимых для ребенка взрослых; - государства и общества. Программа имеет три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, цели и задачи программы, методологические основы и принципы построения программы, уклад ДОУ, воспитывающая среда, сообщества, социальная и культурная среда, в которой живет 3 ребенок, культурные практики и планируемые результаты освоения программы воспитания для детей раннего возраста до 3 лет и для детей дошкольного возраста до 8 лет. Содержательный раздел представляет содержание Программы на основе формирования ценностей ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Организационный раздел Программы включает описание: ‒ психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; ‒ организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС); ‒ материально-техническое обеспечение Программы; ‒ обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах, календарный план воспитательной работы. Цель ФОП ДО • разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций • Целью реализации части, формируемой участниками образовательных отношений, является процесс, который предполагает: Организацию интеллектуальной, эмоциональной активности как оптимального варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников, на примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с окружающим миром, помочь осознать своё место в нём. Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 1.1.1 ФОП ДО): 1) обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; 2) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 3) приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; 4) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 5) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 4 6) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 7) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности; 8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; 10) обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования; 11) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Основными задачами, части формируемой участниками образовательных отношений являются: В области образования: – расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, о достопримечательностях республики, социальным навыкам; –повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения. В области воспитания: - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу; -формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; -формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; -воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.) Программа рассчитана на дошкольное воспитание детей разных возрастных групп: группа раннего возраста – для детей от 2 до 3 лет; младшая группа - для детей от 3 до 4 лет; средняя группа – для детей от 4 до 5 лет; старшая группа – для детей от 5 до 6 лет; подготовительная группа – для детей от 6 до 8 лет. В группы МДОУ принимаются воспитанники независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии. Группы детского сада посещают дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (далее – ОВЗ), в том числе дети – инвалиды. Программа предусматривает работу с детьми категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая работа в МДОУ «Детский сад № 45» направлена на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий 5 детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации. КРР представляет собой комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития. КРР в МКДОУ детский сад № 1г. Пудожа РК осуществляют воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учителя - логопеды. Направления: профилактическое: проведение необходимой профилактической работы с детьми с целью предупреждения проявления отклонений в развитии ребенка; диагностическое: раннее выявление и диагностика уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста; коррекционно-педагогическое: разработка программ, соответствующих психофизическим и интеллектуальным возможностям детей; организационно-методическое: организация консультационно-методической помощи воспитателям по вопросам обучения и воспитания дошкольников с проблемами в развитии; консультативно-просветительское: организация консультативно – просветительской работы по пропаганде знаний из области коррекционной педагогики и специальной психологии среди родителей; координирующее: ключевая позиция в комплексном сопровождении детей с проблемами в развитии принадлежит воспитателю группы; координирует профессиональную деятельность педагог-психолог; контрольно-оценочное: анализ результативности комплексной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные нарушения. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Основные участники реализации Программы: педагоги, обучающиеся, родители (законные представители). Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители (законные представители) обучающихся, как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение. Особенности разработки Программы: ‒ условия, созданные в МКДОУ для реализации целей и задач Программы; ‒ социальный заказ родителей (законных представителей); ‒ детский контингент; ‒ кадровый состав педагогических работников; ‒ климатические особенности; ‒ взаимодействие с социумом. В целях обеспечения коррекционной работы и оказания детям данной категории коррекционной помощи, организована работа учителя-логопеда (логопункт), организованы развивающие занятия с педагогом – психологом, педагогами – специалистами, воспитателями. 6 Особенности (характеристика) взаимодействия педагогического коллектива МКДОУ с семьями воспитанников Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников строятся на основе сотрудничества. Для достижения целевых ориентиров дошкольного образования усилия педагогического коллектива и семей воспитанников ориентированы на достижение единых целей. Преемственность между родителями (законными представителями) и ДОУ осуществляется во взаимодействии, сотрудничестве и доверительности при создании единого пространства развития и воспитания ребенка. В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.44) говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Воспитательные отношения семьи и ДОУ строятся на признании приоритета семейного воспитания. Взаимодействие с родителями строится на принципах: - открытость детского сада для семьи, - сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей, - создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. Взаимоотношения между двумя сторонами регулируются Договором об образовании, включающим в себя права и обязанности сторон, возникающие в процессе взаимодействия. Формы работы с родителями: Совместные обсуждения педагогами и родителями интересов, умений, потребности каждого ребенка, а также их достижений (групповые родительские собрания, индивидуальные консультации); Участие в управлении МКДОУ (участие в работе родительских комитетов, общего собрания Учреждения, педагогических советов Учреждения); Различные способы информирования родителей об образовательном процессе (родительские собрания, информационные стенды, беседы); Совместные наблюдения за деятельностью ребенка (День открытых дверей); Совместные мероприятия различной направленности и др. Организационный раздел содержит описание условий: особенности организации предметно-пространственной среды; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; кадровое обеспечение; особые требования к условиям в работе с особыми категориями детей. Условия осуществления образовательного процесса: Для успешной реализации Программы в МКДОУ создана необходимая материальнотехническая база и комфортная развивающая среда, в которой педагоги, родители и дети являются членами образовательного сообщества, заинтересованного в личностном развитии каждого. Каждая возрастная группа имеет отличительную развивающую предметно пространственную среду для осуществления игровой и других детских видов 7 деятельности, соответствующую возрастным, психофизическим, гендерным (для мальчиков и девочек) особенностям развития воспитанников от 2 до 8 лет, которая отвечает требованиям к материально-техническому обеспечению и соответствует ФОП ДО и ФГОС ДО. 8