Краткая презентация ОП ДО МКДОУ №1 г. ПУДОЖА РК

5.Дополнительный раздел ОП ДО МКДОУ детский сад №1 г. Пудожа РК.
5.1. Краткая презентация Образовательной Программы дошкольного образования для
детей МКДОУ детский сад № 1 г. Пудожа РК.
Образовательная Программа - образовательная программа дошкольного
образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
детский сад комбинированного вида № 1 г. Пудожа Республики Карелия (МКДОУ детский
сад № 1 г. Пудожа РК)
(далее - Программа) разработана, в соответствии:
-с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
года № 273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования от 17.10.2013 года №1155;
- с Федеральной образовательной программой дошкольного образования Приказ
Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 г № 1028 (представлена на сайте МДОУ
«Детский сад № 45» по ссылке: https://sad-berezka45.nubex.ru/sveden/education/);
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 года № 2, действующих до 1 марта 2027 года;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №
28);
- СанПиН 2.3/2.4. 3590 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения», утвержденных постановлением главного
Государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года №
32.
- Устав МКДОУ детский сад № 1 г. Пудожа РК.
Краткая презентация Программы доступна для ознакомления родителям (законным
представителям) и всем заинтересованным лицам и размещена на официальном сайте
МКДОУ детский сад № 1 г. Пудожа РК по ссылке: https://ds1pudozh.ru/
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с
учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических
особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям
дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов
деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми
с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы
соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина
Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности
1

на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО),
ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
‒ создание единого федерального образовательного пространства воспитания и
обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего
ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО,
вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на
развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках
(образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений и
климатических особенностей:
Вариативная часть программы представлена проектом в виде цикла занятий, которые на
протяжении многих лет разработаны педагогами в МКДОУ по ознакомлению детей с
родным краем (Республикой Карелия, городом Пудож)
Цели и задачи проекта: приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре
Карелии в процессе организации различных видов деятельности и культурных практик.
Задачи: формировать систему представлений об истории и культуре, традициях и обычаях,
нравах и укладе жизни людей, традиционно населяющих территорию Карелии (карелов,
вепсов, финнов, русских); отрабатывать навыки и умения ориентирования в ближайшем
природном, социальном и культурном окружении; помогать в изучении истории
Республики Карелия во взаимосвязи с культурой и историей России; инициировать
возникновение нравственных идеалов на основе духовных и культурно-исторических
ценностей Республики Карелия; воспитывать «участное», деятельное отношение к миру,
понимание представления своей роди в ближайшем социокультурном и природном
пространстве.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Программе содержится целевой,
содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее
формированию; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем,
дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы;
характеристики особенностей развития детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов, подходы к педагогической диагностике планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает описание:
‒ задач и содержания образовательной деятельности по каждой из образовательных
областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) в
соответствии с федеральной программой и с учетом используемых методических пособий,
обеспечивающих реализацию данного содержания.
‒ вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной
программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их образовательных потребностей и интересов;
‒ особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных
практик; ‒ способов поддержки детской инициативы;
2

‒ особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся;
‒ образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей.
Содержательный раздел включает рабочую программу воспитания, которая
раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение
детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности
своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными
государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее –
ФГОС ДО) находится одна из ключевых задач: формирование общей культуры личности
детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка (1.6. п.6 ФГОС ДО).
Основными направлениями воспитательной работы являются:
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
Программа призвана обеспечить достижение детьми личностных результатов,
указанных во ФГОС ДО: ребенок обладает установкой положительного отношения к
миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства
других. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в
котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; обладает
элементарными представлениями из области живой природы, истории и т.п. (4.6. ФГОС
ДО).
Программа воспитания строится на целеполагании, ожидаемых результатах, видах
деятельности, условиях формировании воспитывающей, личностно развивающей среды,
отражает интересы и запросы участников образовательных отношений:
- ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе
возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей;
- родителей ребенка (законных представителей) и значимых для ребенка взрослых;
- государства и общества.
Программа имеет три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, цели и задачи
программы, методологические основы и принципы построения программы, уклад ДОУ,
воспитывающая среда, сообщества, социальная и культурная среда, в которой живет
3

ребенок, культурные практики и планируемые результаты освоения программы
воспитания для детей раннего возраста до 3 лет и для детей дошкольного возраста до 8
лет. Содержательный раздел представляет содержание Программы на основе
формирования ценностей ДО, одной из задач которого является объединение воспитания
и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества.
Организационный раздел Программы включает описание:
‒ психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы;
‒ организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС);
‒ материально-техническое обеспечение Программы;
‒ обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания. В разделе представлены режим и распорядок дня во всех возрастных группах,
календарный план воспитательной работы. Цель ФОП ДО
• разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского
народа, исторических и национально-культурных традиций
• Целью реализации части, формируемой участниками образовательных
отношений, является процесс, который предполагает:
Организацию интеллектуальной, эмоциональной активности как оптимального
варианта нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников, на
примере ближнего природного и социального окружения ознакомления дошкольников с
окружающим миром, помочь осознать своё место в нём.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач (п. 1.6. ФГОС ДО,
п. 1.1.1 ФОП ДО):
1) обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
2) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
3) приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России; создание условий для
формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
4) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка
в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья), с учетом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
5) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей
и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
4

6) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
7) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных
качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности,
формирование предпосылок учебной деятельности;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей;
10) обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего
и начального общего образования;
11) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования.
Основными задачами, части формируемой участниками образовательных
отношений являются:
В области образования:
– расширение и углубление знаний воспитанников по краеведению, о
достопримечательностях республики, социальным навыкам;
–повышение качеств духовно-нравственного, патриотического воспитания
подрастающего поколения.
В области воспитания:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к
родному дому семье, детскому саду, городу;
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к
культурному наследию своего народа;
-формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и
чувства сопричастности к ней;
-воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных
особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и
толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их
родителям, соседям и другим людям.)
Программа рассчитана на дошкольное воспитание детей разных возрастных групп:
группа раннего возраста – для детей от 2 до 3 лет; младшая группа - для детей от 3 до 4
лет; средняя группа – для детей от 4 до 5 лет; старшая группа – для детей от 5 до 6 лет;
подготовительная группа – для детей от 6 до 8 лет. В группы МДОУ принимаются
воспитанники независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
отношения к религии. Группы детского сада посещают дети, имеющие ограниченные
возможности здоровья (далее – ОВЗ), в том числе дети – инвалиды.
Программа предусматривает работу с детьми категории детей с ограниченными
возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая работа в МДОУ «Детский сад №
45» направлена на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий
5

детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей с ОВЗ и детейинвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их
разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
социальной адаптации.
КРР представляет собой комплекс мер по психолого-педагогическому
сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование,
проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также
мониторинг динамики их развития. КРР в МКДОУ детский сад № 1г. Пудожа РК
осуществляют
воспитатели, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учителя - логопеды.
Направления:
профилактическое: проведение необходимой профилактической работы с детьми
с целью предупреждения проявления отклонений в развитии ребенка;
диагностическое: раннее выявление и диагностика уровня интеллектуального
развития детей дошкольного возраста;
коррекционно-педагогическое: разработка программ, соответствующих
психофизическим и интеллектуальным возможностям детей;
организационно-методическое: организация консультационно-методической
помощи воспитателям по вопросам обучения и воспитания дошкольников с проблемами в
развитии;
консультативно-просветительское: организация консультативно –
просветительской работы по пропаганде знаний из области коррекционной педагогики и
специальной психологии среди родителей;
координирующее: ключевая позиция в комплексном сопровождении детей с
проблемами в развитии принадлежит воспитателю группы; координирует
профессиональную деятельность педагог-психолог;
контрольно-оценочное: анализ результативности комплексной коррекционной
работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные нарушения.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Основные участники реализации Программы: педагоги, обучающиеся, родители
(законные представители).
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных
услуг выступают, в первую очередь, родители (законные представители) обучающихся,
как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и
обучение.
Особенности разработки Программы:
‒ условия, созданные в МКДОУ для реализации целей и задач Программы;
‒ социальный заказ родителей (законных представителей);
‒ детский контингент;
‒ кадровый состав педагогических работников;
‒ климатические особенности;
‒ взаимодействие с социумом.
В целях обеспечения коррекционной работы и оказания детям данной категории
коррекционной помощи, организована работа учителя-логопеда (логопункт),
организованы развивающие занятия с педагогом – психологом, педагогами –
специалистами, воспитателями.
6

Особенности (характеристика) взаимодействия педагогического коллектива
МКДОУ с семьями воспитанников
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников строятся на
основе сотрудничества. Для достижения целевых ориентиров дошкольного образования
усилия педагогического коллектива и семей воспитанников ориентированы на достижение
единых целей.
Преемственность между родителями (законными представителями) и ДОУ
осуществляется во взаимодействии, сотрудничестве и доверительности при создании
единого пространства развития и воспитания ребенка.
В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ст.44) говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед
всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка, способностей и необходимой коррекции
нарушений их развития».
Воспитательные отношения семьи и ДОУ строятся на признании приоритета
семейного воспитания.
Взаимодействие с родителями строится на принципах:
- открытость детского сада для семьи,
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей,
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к
развитию личности в семье и детском коллективе.
Взаимоотношения между двумя сторонами регулируются Договором об
образовании, включающим в себя права и обязанности сторон, возникающие в процессе
взаимодействия.
Формы работы с родителями:
Совместные обсуждения педагогами и родителями интересов, умений, потребности
каждого ребенка, а также их достижений (групповые родительские собрания,
индивидуальные консультации);
Участие в управлении МКДОУ (участие в работе родительских комитетов, общего
собрания Учреждения, педагогических советов Учреждения);
Различные способы информирования родителей об образовательном процессе
(родительские собрания, информационные стенды, беседы);
Совместные наблюдения за деятельностью ребенка (День открытых дверей);
Совместные мероприятия различной направленности и др.
Организационный раздел содержит описание условий: особенности организации
предметно-пространственной среды; особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий; кадровое обеспечение; особые требования к условиям в работе с особыми
категориями детей.
Условия осуществления образовательного процесса:
Для успешной реализации Программы в МКДОУ создана необходимая материальнотехническая база и комфортная развивающая среда, в которой педагоги, родители и дети
являются членами образовательного сообщества, заинтересованного в личностном
развитии каждого.
Каждая возрастная группа имеет отличительную развивающую предметно
пространственную среду для осуществления игровой и других детских видов
7

деятельности, соответствующую возрастным, психофизическим, гендерным (для
мальчиков и девочек) особенностям развития воспитанников от 2 до 8 лет, которая
отвечает требованиям к материально-техническому обеспечению и соответствует ФОП
ДО и ФГОС ДО.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».