Предметно-развивающая
и коррекционная среда
МКДОУ детского сада
комбинированного вида
№ 1 г. Пудожа
Республики Карелия
Предметно-развивающая и коррекционная
среда
АКТУАЛЬНО!!!
Не должна создавать только внешнюю красоту!
Это открытая, меняющаяся, обогащающаяся
новизной
система.
Она
развивающая
и
развивающаяся!
Она
обогащающая
и
обогащающаяся!
Несёт в себе огромные возможности воздействия
на ребенка! Она воспитывает и развивает его!
Родитель
Учительлогопед
Педагогпсихолог
Учительдефектолог
Предметно-развивающая
коррекционная среда
Воспитатель
Руководство учреждения
(администрация, заведующий,
методист)
Музыкальный
руководитель
Коррекционно-развивающая среда
Коррекционно-развивающая
среда отличается
от
предметно-пространственной тем, что она решает задачи
коррекционной помощи детям с ОВЗ.
В комбинированных группах и кабинетах специалистов
создаются
и
пополняются
центры
коррекции,
включающие в себя специальные дидактические пособия
и игры.
Обеспечить решение развивающих и
коррекционных задач
Организация комплексной психологопедагогической помощи детям с ОВЗ в ходе
образовательного процесса
Компоненты
Система взаимодействия педагогов, родителей
детей, направленных на компенсацию имеющихся
отклонений в развитии и нормальное социальноличностное развитие ребенка
Адаптивная образовательная среда
Под эти понятием понимается система
условий, обеспечивающая социальноадаптивное
поведение
учащихся,
усвоение
элементарного
образовательного
пространства,
сохранение и укрепление здоровья,
взаимодействие
с
окружающими
людьми.
Предметно-развивающая и
коррекционная среда в группах и
кабинетах специалистов
Пособия, применяемые в коррекционной работе
Принципы
предметно-развивающей среды
принцип индивидуального подхода;
принцип междисциплинарного подхода;
принцип вариативности развивающей среды и
методической базы;
принцип самостоятельной активности ребенка;
принцип семейно-ориентированного
сопровождения;
принцип результативности и гарантированности;
принцип толерантности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья –
это дети, состояние здоровья которых препятствует
освоению
образовательных
программ
вне
специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно
неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем,
что в нее входят дети с разными нарушениями
развития.
Уровень
психического
развития
пришедшего в детский сад ребенка с ОВЗ зависит
не только от времени возникновения, характера и
даже
степени
выраженности
первичного
(биологического по своей природе) нарушения
развития, но и от качества предшествующего
обучения и воспитания. Диапазон различий в
развитии детей с ОВЗ велик: от практически
нормально
развивающихся,
испытывающих
временные и относительно легко устранимые
трудности, до детей с необратимым тяжелым
поражением центральной нервной системы. От
ребенка, способного при специальной поддержке на
равных
обучаться
вместе
с
нормально
развивающимися
сверстниками
до
детей,
нуждающихся
в
адаптированной
к
их
возможностям образовательной среде.
Очень важно, что
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (далее
ФГОС ДО) определяет требования
к дошкольному образованию и
ориентирует
на
создание
специальных
условий
для
получения образования детьми с
ограниченными
возможностями
здоровья, в том числе механизмы
адаптации
Программы
для
указанных детей, использование
специальных
образовательных
программ и методов, специальных
методических
пособий
и
дидактических
материалов,
проведение
групповых
и
индивидуальных коррекционных
занятий
и
осуществления
квалифицированной
коррекции
нарушений их развития.
Организация образовательного процесса в условиях
интегрированного
обучения
и
воспитания
предусматривает
в детском саду следующие
специальные условия:
● создание коррекционно-развивающей, предметнопространственной и социальной среды, обеспечивающей
стимулирование эмоционального, сенсорного, моторного и
когнитивного
развития
детей
с
особенностями
психофизического развития в соответствии с их
потребностями;
● создание адекватной возможностям детей с
особенностями
психофизического
развития
образовательной среды, что достигается обеспечением
учреждений образования соответствующими учебными
изданиями, индивидуальными техническими средствами
обучения, необходимыми дидактическими средствами;
● организация социального взаимодействия здоровых
детей и детей с особенностями психофизического
развития, направленного на гармонизацию детских
взаимоотношений;
● оказание коррекционно-педагогической помощи детям с
особенностями психофизического развития, направленной
на исправление либо преодоление физических и (или)
психических нарушений;
● наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного
необходимым
коррекционно-развивающим
оборудованием, средствами обучения и учебной
литературой.
Спортом занимаемся
«Ребёнок учится тому,
чему учит его жизнь»
Доктор Барбара А. Вулф
Над презентацией работали:
логопед
Игнатенко Ольга Валерьевна
логопед
Орлова Наталья Николаевна
психолог
Клещенок Маргарита Васильевна
дефектолог
Баженова Мария Анатольевна