Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Внедрение инноваций призвано обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. И требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность. Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ: Материально-технические ресурсы Финансовые ресурсы Интеллектуальные ресурсы Социально-психологический фактор И т.д. Кто такие дети с ОВЗ? Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Уровень психического развития пришедшего в детский сад ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям образовательной среде. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» раскрывает основные понятия об инклюзивном образовании - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В Концепции дошкольного воспитания говорится, что ключевые позиции обновления детского сада - охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация принципов работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и условий работы воспитателей в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка. Очень важно, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет требования к дошкольному образованию и ориентирует на создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Организация инновационной деятельности в МКДОУ детский сад №1 г.Пудожа («Ивушка») На протяжении длительного времени детский сад №1 осуществляет коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ. Большое внимание уделяется созданию условий для работы. Мы стараемся придерживаться некоторых правил при создании предметно-развивающей среды: Не должна создавать только внешнюю красоту! Это открытая, меняющаяся, обогащающаяся новизной система. Она развивающая и развивающаяся! Она обогащающая и обогащающаяся! Несёт в себе огромные возможности воздействия на ребенка! Она воспитывает и развивает его! Адаптивная образовательная среда Кабинет релаксации и психологической разгрузки кабинет педагога-психолога Кабинеты логопедов и комбинированные группы В организации инновационной коррекционноразвивающей деятельности большое значение уделяется взаимодействию с родителями. Помимо традиционных форм взаимодействия (родительские собрания, консультации, семинарыпрактикумы и др.) это выполнение заданий и консультирование родителей в дистанционном формате. Также на базе нашего ДОУ осуществляет деятельность консультационный центр методической, психолого-педагогической и консультативной помощи семьям, имеющим детей. Коррекционная работа в МКДОУ детский сад №1 направлена на: • обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; • освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в комбинированных группах (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Занятия со специалистами Занятия на релаксацию и снижение мышечного и эмоционального напряжения Развитие мелкой моторики рук и психических познавательных процессов Занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы Дыхательная гимнастика Развитие мимики и массаж лица Закаливание и развитие координации движений Артикуляционная гимнастика Театрализованная деятельность Праздники и развлечения «Ребёнок учится тому, чему учит его жизнь» Доктор Барбара А. Вулф Над презентацией работали: педагог-психолог Маргарита Васильевна Клещенок учитель-логопед Наталья Николаевна Орлова учитель-логопед Ольга Валерьевна Игнатенко