Краткая презентация АОП ДО МКДОУ №1

Краткая презентация к Адаптированной образовательной программе дошкольного
образования для детей с нарушениями слуха, нарушениями зрения, тяжёлыми
нарушениями речи (ТНР), нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА),
задержкой психического развития (ЗПР), расстройствами аутистического спектра
(РАС), умственной отсталостью (УО) и тяжёлыми множественными нарушениями
развития МКДОУ детский сад № 1 г. Пудожа РК.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее
«АОП») муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский
сад комбинированного вида №1 г. Пудожа РК (МКДОУ детский сад №1 г. Пудожа РК)
реализуется в группах комбинированного вида для детей с 2 до 8 лет с ОВЗ: с
нарушениями слуха, нарушениями зрения, ТНР, ОДА, ЗПР, РАС, УО и ТМНР.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое
развитие.
Организация воспитательно-образовательного процесса происходит на основе
Комплексно - тематического принципа с ведущей игровой деятельностью. Решение
коррекционных задач осуществляется в различных видах детской деятельности, при
проведении режимных моментов, в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
Программа разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной
программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1022 от 24
ноября 2022г. " Об утверждении Федеральной Адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья" )

АОП включает три основных раздела (целевой, содержательный,
организационный). Каждый из разделов включает обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы
определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного
возраста по 5 образовательным областям:
 «Социально-коммуникативное развитие»
 «Познавательное развитие»
 «Речевое развитие»
 «Художественно-эстетическое развитие»
 «Физическое развитие»
Целевой раздел включает пояснительную записку, в которой рассматриваются
значимые для разработки и реализации АОП ДО МКДОУ №1 клинико-психологопедагогическая характеристика и особые образовательные потребности детей
дошкольного возраста в соответствии с нозологией. В целевом разделе раскрываются
цели, задачи, принципы и подходы к формированию АОП ДО МКДОУ №1 и механизмы
ее адаптации; представлены структурные компоненты программы, алгоритм
формирования содержания образовательной деятельности, в том числе по
профессиональной коррекции нарушений развития детей в соответствии с нозологией;
раскрываются целевые ориентиры АОП ДО МКДОУ №1 и планируемые результаты ее
освоения.
Содержательный раздел включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие, речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; а
также содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей с нарушениями развития в соответствии с нозологической
группой.
Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей с нарушениями развития: слуха, нарушениями зрения, ТНР,

ОДА, ЗПР, РАС, УО и ТМНР (Программа коррекционной работы с детьми дошкольного
возраста с соответствии с нозологией) является неотъемлемой частью АОП ДО МКДОУ
№1. Она реализуется во всех образовательных областях, а также через специальные
коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия. Программа может
быть реализована в группах комбинированной направленности и общеразвивающих
группах. В случае обучения ребенка в инклюзивной группе педагоги сопровождения
адаптируют индивидуальную программу ребенка с учетом содержания коррекционноразвивающего блока.
Организационный раздел раскрывает особенности развивающей предметнопространственной среды; кадровые условия реализации Программы; ее материальнотехническое и методическое обеспечение; финансовые условия реализации; планирование
образовательной деятельности; организацию жизни и деятельности детей, режим дня.
Адаптация содержания программы с учетом особых образовательных потребностей детей
с нарушениями развития предполагает:
1. Определение оптимального содержания программного материала в соответствии с
поставленными специальными задачами и возможностями детей с нарушениями слуха,
нарушениями зрения, ТНР, ОДА, ЗПР, РАС, УО и ТМНР.
2. Восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к
восприятию
программного материала с постепенным его усложнением.
3. Индивидуализация темпов освоения образовательной программы. Использование
методов и
приемов обучения и развития с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребёнка,
создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей.
4. Применение психолого-педагогической диагностик, как механизма адаптации
коррекционно-развивающей деятельности содержания Программы.
5. Обеспечение практической направленности содержания Программы, ее связи с
бытовой, предметно-практической, игровой, продуктивной деятельностью детей.
6. Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения в процессе реализации
Программы (уменьшение объема, введение дополнительных стимулов, дозирование
помощи со стороны педагога и другое).
Задачи коррекционно-развивающего компонента программы воспитатели
реализуют в процессе режимных моментов, совместной с детьми деятельности и
самостоятельной деятельности детей, проведении групповых и подгрупповых занятий,
предусмотренных расписанием непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель по согласованию со специалистами проводит индивидуальную работу с
детьми в первую половину дня и во второй половине дня (в режиме дня это время
обозначается как «организованная образовательная деятельность – индивидуальная
работа»). В это время по заданию специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
педагогоа - психолога) воспитатель планирует работу, направленную на развитие общей и
мелкой моторики, сенсорных способностей, предметно-практической и игровой
деятельности, развитие психических функций, закрепляются речевые навыки. Работа
организуется в форме игры, практической или речевой деятельности, упражнений.
Учитель-логопед, совместно с учителем-дефектологом, осуществляют работу в
образовательной области «Речевое развитие», а другие педагоги подключаются и
планируют образовательную деятельность в соответствии разделами адаптированной
программы и рекомендациями специалистов.
Основная функция логопеда - коррекция недостатков фонематической, произносительной
и лексико-грамматической сторон речи во время непосредственно образовательной
деятельности, совместной деятельности с ребенком и в процессе индивидуальных
занятий. Он работает с малыми подгруппами и индивидуально по преодолению

недостатков звукопроизношения и слоговой структуры слова, обогащению лексического
запаса, формированию грамматического строя речи.
Учитель-логопед решает задачи развития связной речи и подготовки к обучению грамоте.
Задачей учителя-дефектолога является формирование и развитие у ребенка всех
психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, речь, воображение),
моторики в соответствии с возрастными и индивидуальными показателями.
Основные блоки коррекционной работы:
- развитие мелкой моторики;
- формирование пространственно-временных представлений;
- формирование представлений о предметах и явлениях и сенсорное развитие;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира (ознакомление с окружающим миром).
Расширяет кругозор, знакомство с предметным и социальным окружением, явлениями
природы. Учитель-дефектолог осуществляет психопрофилактическую,
диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативно-просветительскую
работу.
Педагогу-психологу отводится особая роль. Он осуществляет психопрофилактическую,
диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативно-просветительскую
работу.
Обязательно включается в работу ПМПК (консилиум), привлекается к анализу и
обсуждению результатов обследования детей, наблюдению за их адаптацией и
поведением. Дефектологическая диагностика направлена на выявления уровня
психического и познавательного развития ребенка, зоны ближайшего развития, выявления
личностных и поведенческих проявлений. Составляется индивидуальный маршрут
развития на детей инвалидов. Коррекционный процесс осуществляется в виде
индивидуальных и подгрупповых занятий. Психологическая диагностика направлена на
выявление негативных личностных и поведенческих проявлений, на определение
факторов, препятствующих развитию личности ребенка, выявление «зоны ближайшего
развития», определение способности к ориентации в различных ситуациях жизненного и
личностного самоопределения. Как правило, в специальной психологической помощи
нуждаются дети, испытывающие трудности в период адаптации, с повышенным уровнем
тревожности, с поведенческими нарушениями, у которых отклонения затрагивают
преимущественно эмоционально-личностную сферу. Такие воспитанники включаются в
малые группы для проведения психо - коррекционных занятий.
Сложность психологической структуры различных нарушений в дошкольном
возрасте обусловливает широкий спектр задач коррекционной работы с детьми.
Таким образом, в коррекционной работе специалистов приоритеты смещаются на
эмоционально-личностную, познавательную сферу и речевое развитие. Перед
специалистами стоят задачи преодоления недостатков познавательного развития,
социально-коммуникативного развития, гармонизации внутреннего мира ребенка,
оказания коррекционно-развивающей помощи детям и их родителям.
Откликаясь на запросы педагогов и родителей, педагоги проводят дополнительное
обследование детей и разрабатывают соответствующие рекомендации, осуществляют
консультирование родителей и педагогов. По их запросу проводится индивидуальная
психопрофилактическая и коррекционная работа.
Важным направлением в деятельности специалистов является консультирование и
просвещение педагогов и родителей в вопросах, касающихся особенностей развития детей
соответствующей нозологии, причин их образовательных трудностей, а также обучение
родителей и педагогов методам и приемам работы с такими детьми, на вовлечение
родителей в педагогический процесс. На этапе подготовки к школе педагог-психолог
определяет состояние параметров психологической готовности к школе, совместно с

членами ПМПК, разрабатывает рекомендации для педагогов и родителей относительно
образовательного маршрута ребенка.
Таким образом, учитель-логопед, учитель-дефектолог и педагог-психолог реализуют
следующие профессиональные функции:
 диагностическую: проводят психолого-педагогическое обследование, выявляют и
определяют причину той или иной трудности с помощью комплексной
диагностики; оформляют диагностико-эволюционную карту;
 проектную: на основе реализации принципа единства диагностики и коррекции
разрабатывают Программу коррекционной работы для группы и для каждого
ребенка;
 сопровождающую, коррекционно-развивающую: реализуют Программу как в
работе с группой, так и индивидуально;
 мониторинговую, аналитическую: анализируют результаты реализации групповых
и индивидуальных программ коррекции и корректируют их содержание на каждом
этапе.
Особая роль в реализации коррекционно-педагогических задач принадлежит
музыкальному руководителю. Это связано с тем, что психомоторное развитие детей с
различными нарушениями развития имеет ряд особенностей. Большинство из них отстают
по показателям физического развития, у них замедлен темп формирования двигательных
навыков и качеств, многие дети соматически ослаблены дыхания, координации речи и
движения. Музыкальный руководитель обеспечивает развитие темпа, ритма, мелодики,
силы и выразительности голоса, развитие слухового восприятия .
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее
значение,
как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического
культурологического развития общества.
Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнкадошкольника
в рамках его траектории развития при реализации Программы являются:
 - наличие у родителей информации о содержании Программы;
 - информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам,
 поставленным в Программе;
 - информирование родителей о результатах освоения Программы, полученных при
 проведении психолого-педагогической диагностики, которые сообщаются
родителям в
 процессе индивидуального общения (в сентябре, январе и мае).
 - проведение систематической работы, направленной на информирование
родителей
 о результатах освоения детьми Программы на основе следующих
системообразующих
 принципов.
 - непрерывность и динамичность информации. Воспитательно-образовательный
 процесс, направленный на реализацию инвариантной части основной
общеобразовательной программы по своему характеру, является непрерывным и
динамичным.
Реальное отражение этого процесса предполагает соответствующий характер
информации, адекватность информации. Информация должна адекватно отражать заданные
свойства объекта изучения (признаки, связи, измерения).
Передача информации реализуется при непосредственном контакте педагога с родителем
или использования дополнительных средств коммуникации (телефон, Интернет и др.).

Формы информационного взаимодействия с родителями по основным направлениям
развития ребенка. Информацию, которую педагоги транслируют родителям можно
разделить на общую (т.е. предназначенную коллективу родителей в целом) и
индивидуальную (касающуюся родителей каждого конкретного ребенка). Общая
включает в себя информацию о режиме работы ДОО, планируемых мероприятиях,
содержании нормативно-правовых, программно - методических материалов и др.
Индивидуальная представляет собой данные, полученные педагогами в результате
обследования ребенка в соответствии с требованиями, сформулированными в части
основной общеобразовательной программы, и является конфиденциальной.
Передача информации производится в знаковой (символьной и графической),
аудиовизуальной и устной словесной форме.
Знаковыми видами коммуникаций, относящимися к коллективу родителей в целом,
являются:
 единый и групповой стенды;
 плакаты различной тематики (противопожарная, санитарная, гигиеническая,
психолого - педагогическая и др.);
 папки, листовки, памятки, буклеты;
 стеллажи для демонстрации детских работ по рисованию, лепке и небольших
конструкций.
К знаковым видам коммуникаций, обеспечивающими индивидуальное взаимодействие
с родителями каждого ребенка являются:
 паспорт здоровья;
 индивидуальные тетради детей;
 портфолио.
Аудиовизуальные способы передачи информации могут быть представлены в следующих
формах:
 просмотр видео- и прослушивание аудиоматериалов связанных с познавательно –
речевым развитием детей;
 документальные видеофильмы с записью занятий, праздников и других
воспитательно - образовательных мероприятий;
 учебные видеофильмы;
В устной словесной форме передача информации коллективу родителей в целом
осуществляется:
 на родительских собраниях, встречах и пр.;
 при проведении открытых занятий и совместных праздников;
В устной словесной форме индивидуальное взаимодействие с родителями каждого
ребенка осуществляется:
 при ежедневных непосредственных контактах педагогов с родителями;
 при проведении неформальных бесед о детях или запланированных встреч с
родителями;
 при общении по телефону.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».